614000, г.Пермь, ул.Шоссе Космонавтов, д.185   +7 (342) 206-26-28   Эл. почта prav.obraz@mail.ru   Прислать новость   Задать вопрос Соц.сети:  

По благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия,
митрополита Пермского и Кунгурского

Отдел религиозного
образования и катехизации
Пермской епархии

урок

Дети и родители выбирают православную культуру: прошло анкетирование в пермских школах.

В мае 2017 года в пермских школах прошло анкетирование учащихся, родителей и учителей, организованное Отделом образования Пермской епархии и департаментом образования г. Перми, с целью изучения результатов преподавания в 4-х классах модуля «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики». Всего было опрошено 373 ученика 4 классов, 246 родителей, 14 учителей из 16 школ Перми.

Четвероклассникам были предложены небольшие анкеты, содержащие два закрытых вопроса: «Стал ли ты задумываться о своих поступках и их последствиях после уроков ОПК?» и «Хотел бы ты продолжить изучение православной культуры?», а также один вопрос, подразумевающий развернутый ответ: «Что тебе больше всего запомнилось на уроках ОПК?». Исходя из ответов на данные вопросы, можно получить представление о формировании в ребенке способности оценивать свое поведение, его отношении к предмету и о том, что он вынес для себя из уроков ОПК.

На первый вопрос большинство ребят ответило «Да» (70%) и «Иногда» (26%), что свидетельствует о положительном влиянии предмета на самосознание детей. Чаще всего «Нет» отвечали те, кто по разным причинам негативно относился к предмету в целом – это было видно из дальнейших ответов. На вопрос о желании продолжать изучать предмет положительно ответило 82% учащихся, а отрицательно, соответственно, 18%. Интересным является факт, что больше всего нежелающих продолжать изучение ОПК наблюдается среди школьников, в чьем курсе, по словам самих учащихся, присутствуют такие темы как «другие религии», «разные культуры», «традиции народов мира». Дети чувствуют отчужденность преподавателей, их незаинтересованность непосредственно в православной культуре и это вызывает соответственное отношение к предмету.

Ответы учащихся на третий вопрос позволил понять, что изучается в разных школах в рамках ОПК, что заинтересовало детей больше всего и чему они научились за этот год. Чаще всего дети писали о Христе, о святых и праздниках, об иконах и устройстве храма. Многих впечатлили заповеди, ветхозаветные сюжеты (сотворение мира, всемирный потоп), события из истории России и роль Церкви в них (Крещение Руси, Великая Отечественная война). Некоторым учителям удалось создать запоминающийся формат занятий: викторины, рефераты, интересные домашние задания, фильмы и мультфильмы по темам, и это также отразилось в ответах учеников.

Нельзя, однако, не отметить, что среди школ встречались такие, в которых ученики четвертых классов писали, что им рассказывают о буддизме, исламе, иудаизме и других религиях и даже проводят экскурсии по храмам различных конфессий, что не входит в курс уроков ОПК. Вероятно, в этих школах в качестве модуля «Основ религиозных культур и светской этики» проводятся не «Основы православной культуры», а «Основы мировых религиозных культур». Тем не менее, ответы ребят также были проанализированы и главным предметом внимания детей, помимо мировых религий, стали нормы поведения в обществе, ценности и искусство.

Для создания наиболее полной картины о качестве преподавания ОПК в опросе приняли участие родители четвероклассников. Им было предложено ответить на три закрытых вопроса с вариантами ответов: 1. «Как Ваш ребенок в течение учебного года относился к уроку ОПК?», 2. «Считаете ли Вы нужным продолжать изучение православной культуры, роли Православия в истории и культуре нашей страны в 5 классе?», 3. «Возникали ли у Вашего ребенка трудности, проблемы в связи с изучением этого курса?» Помимо этого был задан открытый вопрос: «Какими знаниями, впечатлениями от уроков ОПК делился с Вами ребенок?»

На первый вопрос родителям было предложено три варианта ответа: «с интересом, делился позитивными впечатлениями», «с неприятием, безразлично» и «мы не говорили на эту тему». В результате получилось следующее распределение: 77% родителей слышали от своих детей положительные отзывы, 12% – негативные или безразличные и 11% не обсуждали предмет с ребенком. Отвечая на вопрос о необходимости изучать ОПК в 5 классе, 75% опрошенных выразили уверенность в важности предмета и посчитали нужным продолжить его изучение, 20% сказали, что в этом нет необходимости, аргументируя это большой нагрузкой и пересечением тем курса с другими предметами школьной программы, 5% не определились. Если сравнить процентное соотношение мнения детей и родителей о необходимости продолжать курс ОПК в следующем учебном году, можно увидеть, что дети больше хотят продолжать изучать православную культуру, чем их родители считают это необходимым (82% – дети, 75% – родители). Это может быть связано с предвзятым отношением родителей к предмету, ведь в отличие от детей, они имеют меньшее представление о том, что происходит на уроках.

Согласно ответам на третий вопрос, трудности с восприятием материала испытывают 10% учеников. Проблемы касаются понимания различных терминов и церковнославянских слов, выполнения домашних заданий и отсутствия интереса к предмету или учебе в целом.

Что касается эмоций, которыми делятся учащиеся со своими родителями, то большинство из них положительные: детям нравится предмет и преподаватель, они с удовольствием ходят на занятия и выполняют задания. Значительная часть родителей (чуть меньше половины) на вопрос не ответила или указала, что ребенок ничем не делился. Вероятно, причина такого большого числа в том, что родители не хотели давать развернутый ответ и ставили вместо этого прочерк. В целом впечатления, услышанные родителями от детей, во многом совпадают с тем, что дети сами писали при ответе на вопрос, что им больше всего запомнилось. Интересно также отметить, что родители тех школьников, которым преподавались непосредственно ОПК (т.е. которые указывали, что запомнили темы, связанные только с православием), заметили, что их дети стали лучше себя вести, помогать по дому, начали задумываться о своих поступках.

Важнейшим моментом анкетирования стал опрос учителей ОПК, так как понимание мнения этих людей и их отношения к своему предмету способствует выявлению проблем для дальнейшего разрешения. Преподавателям было задано 5 вопросов, предполагающих развернутые ответы. Первый из них: что дало Вам лично преподавание курса «Основы православной культуры»? На этот вопрос респонденты ответили достаточно развернуто, и, если обобщить сказанное, можно сделать вывод, что в ходе преподавания курса ОПК 6 преподавателей переосмыслили свои собственные ценности и спроецировали темы предмета на свою жизнь, 5 получили новые знания о православии, 3 осознали значимость предмета для детей. Полученные данные свидетельствуют о духовном росте самих преподавателей, о заинтересованности большинства в предмете, что благоприятно влияет на отношение учеников к предмету.

На следующий вопрос: «Какие темы Вам показались особенно значимыми для духовного роста учащихся?» – учителя давали различные ответы. Наиболее значимыми преподаватели назвали следующие темы: «Заповеди Божии», «милосердие и сострадание», «Рождество Христово», «Пасха», «Как стать счастливым», «Притчи Иисуса Христа». Двое опрошенных указали «Мировые религии».

Последующие два вопроса имели целью выяснить, в каких сферах преподавателям необходима помощь: «Какие темы вызвали затруднение: в понимании, в изложении для учащихся?» и «В каких вопросах чувствуете необходимость методической помощи?». Наибольшую трудность в понимании представила тема «Заповеди блаженства», в объяснении – «Крестный путь», «Человек и Бог в православии». Методическая помощь, как выяснилось, требуется в вопросе организации уроков (православный праздник, современные способы, рекомендация аудио и видеофайлов), в объяснении непосредственно православных догматов. Последний вопрос анкеты был призван установить, планируют ли опрошенные в дальнейшем продолжить преподавание ОПК, на что 12 человек ответили положительно и 2 не уверены.

Таким образом, проведенное анкетирование позволило установить мнение учеников 4 классов и их родителей относительно качества преподавания ОПК, их желания продолжать данный курс и узнавать больше о православной культуре. Согласно результатам, большинство детей хочет продолжить изучение православия в школе, этот предмет влияет на их мировоззрение и способствует духовному росту. Родители тоже замечают положительные изменения в детях, развитие в них самосознания. Помимо положительных тенденция были выявлены и некоторые проблемы, связанные с отношением преподавателей к предмету, с недостаточностью знаний некоторых областей православного учения, что в дальнейшем поспособствует их устранению.

Оксана Алтынцева

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить