Принесли ли пользу России реформы Петра I? Стали ли они причиной социокультурного раскола в стране? Всегда ли в политике цель оправдывает средства?
Являлось ли российское самодержавие XVIII-XIX вв. наиболее естественной формой политического устройства для России?
Можно ли признать XIX век наиболее успешным столетием в истории России?
И была ли закономерна революция 1917 года?
На эти вопросы пытались найти ответы участники семинара «Ценностные основания российской истории и их отражение в культуре», организованного Отделом религиозного образования и катехизации Пермской епархии и Пермской Духовной семинарией при поддержке департамента образования администрации г. Перми.
Национальное самоопределение, осознание своей гражданской идентичности, духовная и культурная преемственность поколений – на это нацелены основные документы нашего государства в сфере образования и воспитания. Но каковы они – ценностные основания, заложенные в отечественной традиции?
Цикл семинаров об отечественной истории - попытка определить, в чем заключаются основы российской ментальности, корни мировоззрения, мироощущения нашего народа.
Что вносили разные эпохи в «русскую картину мира», как складывалась система ориентиров, объясняющих и нравственно организующих жизнь российского общества на протяжении сотен лет? Как соизмерить жизнь современного человека с этими ориентирами? На эти вопросы в рамках семинаров отвечают эксперты-ученые: кандидат исторических наук В.М.Раков, доктор филологических наук О.И.Сыромятников и преподаватель Пермской Духовной семинарии диакон Геннадий Вихарев.
Семинары адресованы преподавателям предметов гуманитарного цикла, а также широкому кругу слушателей, интересующихся отечественной историей.
«Петербургская Россия: цена российской модернизации» − этой теме была посвящена третья встреча цикла семинаров, состоявшаяся 1 марта в Историческом парке «Россия – Моя история. Пермский край». Впервые к взрослым участникам присоединились старшеклассники – учащиеся Гимназии № 8, школ № 3, 9, 30, Пермского кадетского корпуса им. генералиссимуса А.В.Суворова и Кондратовской школы. Поменялся и формат, ставший более живым, дискуссионным. Все участники могли высказать свое мнение по вопросам, сформулированным организаторами.
Дискуссия складывалась непросто. Не только потому, что резко разошлись мнения участников о личности и реформах Петра, о западниках и славянофилах. Оказалось, не так легко услышать друг друга разным поколениям, понять иную позицию, отказаться от стереотипов, транслируемых в учебниках и средствах массовой информации, а, главное, подняться над привычными оценками истории с позиций политико-экономической сообразности и увидеть нравственные, духовные её смыслы.
Когда-то Цицерон назвал историю учительницей жизни, а В.О.Ключевский, напротив, посчитал, что история ничему не учит, а лишь наказывает за незнание ее уроков. Вот только уроки бывают разные. К сожалению, как раз с усвоением духовных уроков всё гораздо сложнее. Следующая попытка – 26 апреля, на встрече, тема которой определена так: «Советский период: построение Царства Божия на земле?». Ищем новые темы и новые формы.