614000, г.Пермь, ул.Шоссе Космонавтов, д.185   +7 (342) 206-26-28   Эл. почта prav.obraz@mail.ru   Прислать новость   Задать вопрос Соц.сети:  

По благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия,
митрополита Пермского и Кунгурского

Отдел религиозного
образования и катехизации
Пермской епархии

Янушкявичене О

Янушкявичене О.Л.,

д.п.н., профессор ПСТГУ

Постижение смыслов и тишина на уроке православной культуры

В настоящее время ведется активный поиск содержательного наполнения урока православной культуры в школе. Разрабатываются концепции и программы. Преподавание предмета православная культура анализируется в контексте современных тенденций в образовании c учетом специфики классической русской педагогической мысли.

Подходы к преподаванию православной культуры безусловно связаны с фактом, что сама по себе православная культура является фундаментом классической русской педагогики и великие педагоги: Ушинский, Пирогов, Рачинский свои воспитательные принципы строили именно в ее рамках.

С другой стороны, имеется ряд работ, в которых православная культура противопоставляется постмодернистским тенденциям в сфере образования.

В настоящее время явно несущий разрушающие традиционные культурные устои постмодернизм стал «всепроникающим» и затронул практически все стороны человеческой культуры. Последнее наводит на мысль, что начальные направления развития постмодернизма поднимали вопросы, действительно стоявшие перед развитием культуры (возможно западной, так как именно там и возникло явление постмодернизма).

Поэтому при построении концепции преподавания православной культуры в школе нужно попытаться понять изъяны в культурном развитии общества и найти ответы на стоящие вопросы именно в рамках православной культуры.

Православная культура по своей онтологической природе связана с самыми глубинными вопросами Бытия. Священное Писание и творения святых отцов дают ответы на самые глубокие вопросы, и углубление понимания смыслов явлений происходит для христианина в течение всей его жизни.

С другой стороны, словами: «Бог умер», - Ницше на рубеже ХIX-XX веков зафиксировал «потерю Бога» сознанием многих его современников. Последнее сделало тему бытия центральной для философской мысли XX века: «Бытие и время» Хайдеггера, «Бытие и ничто» Сартра, «Быть или не быть» Фромма.

При этом, многие философы XX века связывают познание глубинных смыслов с феноменом молчания. Так, Гуссерль видит главную причину кризиса европейской науки в нежелании обращаться к проблемам ценности и смысла. По мнению Хайдеггера: «Говорению в качестве возможностей принадлежат слушание и молчание». Слушание предшествует говорению. Необходимо вслушиваться в «звон тиши», чтобы понимать смыслы. Познание смыслов Бытия становится невозможным в современной суете. От познания Бытия Хайдеггер простирает свои мысли к возможности познания Бога.

Такой поворот философской мысли к познанию смыслов в молчании является противовесом научно-технической парадигме, которая утверждает, что в мире все познаваемо, не оставляя места тайне.

Фактически, постмодернизм возникает в контексте отвержения позитивистской науки и культуры, в которых отсутствует тайна, и, тем самым, нарушается структура бытия.Однако, видение изъянов не гарантирует их устранения, что и случилось с поиском постмодернистов. Молчание может быть обретением смыслов, а может быть их потерей.

Постмодернизм предлагает «мозаичное» восприятие мира, который по мнению постмодернистов фрагментирован, иерархически не упорядочен, лишен причинно-следственных связей и ценностных ориентиров.

В отличие от этого православная культура предлагает целостную картину мира, где любое явление имеет свои смыслы, где существует ценностная иерархия. В настоящее время ряд авторов используют термин «исихастская педагогика». В странах, где православная религия являлась государственной, существовали исихастские школы со своей особой системой воспитания и приобретения знаний. В православных учебных заведениях разных периодов в той или иной мере можно проследить элементы исихазма, а ряд школ можно непосредственно отнести к исихастским.

Так школу, которую можно назвать исихастской, в XIV в. основал Феодосий Тырновский. Ее классы письменности и словесности были своего рода «духовными мастерскими». Особое значение здесь придавалось углубленному изучению богодухновенных книг, так как слова Священного Писания содержат в себе великую очищающую и просвещающую благодатную силу. Внутренняя тишина и проникновение в высшие смыслы обретались в процессе размышления над Словом. Методика дословного перевода и списывания кальки, применявшаяся в Тырновской школе, является исихастским «художественным» приемом сосредоточения ума и внимания на сложных речевых оборотах и понимания их смыслов.

В отличие от этого постмодернистская философия отрицает наличие исходного смысла бытия мироздания (Фуко). По мнению постмодернистов «за вещами находится... не столько их сущностная и вневременная тайна, но тайна, заключающаяся в том, что у них нет сути».Системообразующие и смыслообразующие понятия Добра, Единства и Истины отсутствуют.

Преподавание православной культуры, которое неминуемо должно затрагивать высшие смыслы, не может не учитывать перечисленные выше проблемы.

В упомянутых выше исихастских школах были наработаны методы интериоризации высших ценностей и смыслов, что осуществлялось, в первую очередь, приобщением к Церкви и жизнью «внутри» православной культуры.

Однако современные школы являются в основном светскими, держат дистанцию по отношению к Церкви и православную культуру согласны изучать в виде знаний. При обучении используется системно-деятельностный подход, в котором вопрос обретения внутренней тишины, как правило, не ставится.

Возникают естественные вопросы: может ли проблема ценности и смысла ставиться на уроках при применении деятельностного подхода? Какая деятельность позволяет ощутить внутреннюю тишину, необходимую для обретения смысла? Каким образом понимание смысла явления может быть передано от учителя к ученику?

Задания типа проведения линий соответствия, решения кроссвордов и тому подобные решают проблему занятости на уроке, помогают усвоению знаний, но не создают внутреннюю тишину. Даже работа с текстом, несущим глубокое содержание, в классе не дает возможности ученику остаться с текстом один на один и черпать из него смыслы, так как учащиеся чувствуют присутствие учителя и одноклассников, а для настоящего углубления в текст нужно уединение.

Поэтому тишина и обретение смыслов могут быть лишь совместными, когда в это вовлечен весь класс. Такое состояние в некоторой степени создается при рассказывании историй на тему урока. Это могут быть евангельские истории, истории из патериков, из жизни наших современников, отрывки из художественных произведений. Чтобы быть услышанным, учитель в момент рассказа должен «проживать» то, о чем он говорит, быть как бы соучастником событий.

Ценности и смыслы усваиваются как ценности и смыслы только при наличии эмоционального отношения к ним. Если учитель не будет испытывать благоговения и преклонения при рассказе о ценностях, ученик перечисленные ценности как ценности не воспримет.

Смыслы же вообще невыразимы средствами языка. Точнее, их можно описать средствами языка, дать соответствующие формулировки, но восприятие их именно как смыслов является тайной и может быть передано от человека к человеку лишь по более глубоким каналам, чем вербальный.

Обретение смыслов может произойти во время беседы с учащимися или диалога, когда на поставленный учителем вопрос хотя бы на несколько мгновений повисает тишина.

Заметим также, что представитель русского исихазма Сергий Радонежский выступил поборником деятельного исихазма, предполагающего, что человек встает на путь доброделания и через это становится способным распознать правду и неправду, добро и зло. То есть, деятельная активность может помочь в формировании ценностей и смыслов, если человек осуществляет ее не ради себя самого, не ради тщеславия или успеха, а ради торжества Добра и Истины. Ценности же и смыслы специфические для православной культуры формируются через деятельность ради Христа. Таким образом, большой потенциал для обретения ценностей и смыслов при преподавании предмета православная культура содержит внеклассная добровольческая деятельность, осуществляющая дела милосердия.

Заметим также, что формирование смыслов и ценностей возможно лишь при наличии целостной иерархической картины мира в сознании ребенка.

Целостная картина мира формируется у ребенка в дошкольном и младшем школьном возраста вместе с формированием образного мышления. В старших же классах, при условии сформированности ощущения целостности мира учащийся становится способен самостоятельно осуществлять поиск глубинных смыслов явлений. Если же по каким-то причинам образное мышление у учащегося не сформировалось, то впоследствии затрудняется и понимание смыслов. В этом случае в дальнейшем мышление может быть лишь алгоритмичным без проникновения в смыслы. Ученик в этом случае может выучить алгоритм действий, но почему эти действия приводят к нужному результату он никогда не поймет, да и не спросит.

Обобщая вышесказанное, мы можем сделать следующие выводы.

Позитивистская наука, отказавшаяся от тайны и тишины, как возможности прикосновения к тайне, породила противодействующую реакцию многих ведущих философов XX века и явилась причиной возникновения постмодернизма, как реакции на искаженное понимание мира. Однако постмодернизм, «качнувший маятник» в другую сторону и пронизавший практически все сферы человеческой жизни, включая педагогический процесс, не принес ответы на поставленные вопросы. Современная педагогическая наука, учитывая вызовы времени, должна обратить особое внимание на формирование смыслов и ценностей у учащихся. Особенное внимание этому следует уделять на уроках православной культуры, так как по своему содержанию именно этот предмет рассматривает глубинные вопросы добра и зла, а также бытия человека.

          

 

 

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить