10 декабря в Органном зале Пермской краевой филармонии состоялось пленарное заседание XXI краевых Феофановских образовательных чтений: «Просвещение и нравственность: формирование личности и вызовы современности».
Почетным гостем мероприятия стал Глава Пермской митрополии Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский.
Также среди гостей присутствовали первый заместитель руководителя Администрации губернатора Пермского края Леонид Вячеславович Политов; заместитель главы Администрации города Перми Сергей Викторович Трошков; начальник департамента образования администрации города Перми Ольга Станиславовна Ершова; настоятель храма во имя святого благоверного великого князя Александра Невского при МГИМО, председатель Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете города Москвы протоиерей Игорь Фомин; профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (г. Москва), доктор педагогических наук, доктор математических наук, кандидат богословия Ольга Леонидовна Янушкявичене.
Мероприятие открыло приветственное слова Главы Пермской митрополии.
Обращаясь к организаторам, участникам и гостям чтений, Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский сказал:
— Уважаемые представители государственной власти, дорогие отцы, братья и сестры!
Сердечно приветствую вас на пленарном заседании XXI Краевых Феофановских образовательных чтений в рамках регионального этапа ХXXIV Международных Рождественских чтений «Просвещение и нравственность: формирование личности и вызовы времени».
Просвещение и нравственность – это две опоры жизни, две духовные основы жизни человека.
Под словом «просвещение» обычно подразумевается свет. Есть замечательный возглас на Литургии — «Свет Христов просвещает всех». Если просвещение имеет своим нравственной целью освящение и возвышение личности, то это и есть подлинное просвещение.
Содержанием нравственности является то высшее, что можно назвать словами истина, добро, красота. В основе нравственности лежит любовь, не корыстная и эгоистическая, но любовь к истине, добру, справедливости. Православный нравственный идеал – это Христос. Он в Самом Себе показал человеку идеал жертвенной любви, пойдя ради спасения человека на Крестную смерть. Он задает человеку необыкновенную нравственную высоту: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15, 13).
Если мы внимательно посмотрим на события последних лет, то на наших глазах, за время одного-двух поколений мир принимает новый облик. В мир входит нечто новое, меняется и образ жизни людей, и сами люди. Мы видим огромный рост материальных возможностей человека, феноменальное освоение технологий, происходит покорение человеком материального мира. Но наряду с этим в человеке эпохи смартфонов теряются духовные ценности, развивается пренебрежение к миру духовному. Человек стремится к материальному обогащению, но духовно он нищает.
Формирование личности человека происходит в детские и юношеские годы, прежде всего в семье, а также на школьной и студенческой скамье.
Отрадно, что в Пермском крае наконец-то произошел положительный сдвиг, процесс потепления, налаживания рабочего взаимодействия государственных органов управления образования и отдела образования Пермской епархии по преподаванию в школе предмета «Основы православной культуры». Классик отечественной педагогики Константин Дмитриевич Ушинский, подразделяя школьные знания на приятные, полезные и необходимые, писал: «Такими необходимыми знаниями для каждого человека признаются: умение читать, писать и считать, знание оснований своей религии и знание своей родины».
Школа не может быть отделена от духовной культуры народа. Это общеизвестная педагогическая аксиома. А сколько лет мы слышали возражения против выбора курса ОПК – что якобы, наша страна многоконфессиональная – как бы кого не обидеть! Однако, надо напомнить, что многонациональной и многорелигиозной страной Россия стала исключительно благодаря тому, что была православной. Только православная держава смогла построить страну, в которой жило около 200 народов и исповедовалось более 30-ти религий. Только православная страна сумела стать самой большой страной на планете. Отличие добра от зла – это чувство человека, живущего в любом месте земного шара и на протяжении любой исторической эпохи, это голос его совести, звучащий на протяжении всей истории.
Однако «символ веры» и нравственности современного человека основан на так называемых «общечеловеческих ценностях», т. е. на основе секулярной морали, неотъемлемой частью которой стало не традиционное нравственное начало, свойственное каждой религии, а представление о правах человека как наивысшей ценности.
Через навязчивую пропаганду греха и греховные законы торпедировались остатки христианской культуры, и христианского мировоззрения, сложившего всю идентичность живущих в Европе наций. Выветривался дух Христа, древние храмы шли и продолжают идти с молотка, отдаются под рестораны и галереи или вовсе демонтируются.
Нравственный кризис коснулся всего мира, деградация культуры распространяется повсюду. Но мы благодарим Бога, что наше Отечество в целом пока еще являет пример приверженности традиционным, выверенными веками, нравственным ценностям. «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» — говорит Христос и нашему поколению, поддерживая нашу веру. На нас, на всех людях доброй воли, особенно на педагогах и воспитателях, лежит великая ответственность за сохранение и передачу духовных, нравственных ценностей будущим поколениям, чтобы не разрушилось человеческое общество, чтобы не исчезла гармоническая красота человеческого бытия. В заключение приведу слова русского философа Ивана Ильина: «Добро есть одухотворённая любовь; зло — противодуховная вражда. Добро есть любящая сила духа; зло — слепая сила ненависти. Добро, по самой природе своей, религиозно, ибо оно состоит в зрячей и целостной преданности Божественному».
Призываю Божие благословение на всех участников образовательных чтений, желаю вам благословенных успехов в ваших благородных трудах.
Первый заместитель руководителя Администрации губернатора Пермского края Леонид Вячеславович Политов обратился с приветствием губернатора Пермского края Дмитрия Николаевича Махонина.
Заместитель главы Администрации города Перми Сергей Викторович Трошков зачитал приветственный адрес главы Перми Эдуарда Олеговича Соснина.
К участникам и гостям пленарного заседания обратилась также начальник департамента образования администрации города Перми Ольга Станиславовна Ершов.
Затем состоялось награждение Архиерейскими грамотами и Благодарственными письмами за личный вклад в просветительскую, образовательную и социальную деятельность епархии педагогов, благотворителей и общественных деятелей, а также награждение победителей регионального этапа Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира».
Пленарное заседание продолжилось рядом докладов.
Настоятель храма во имя святого благоверного великого князя Александра Невского при МГИМО, председатель Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете города Москвы протоиерей Игорь Фомин представил доклад: «Духовно-нравственные ценности и смыслы, как общее поле просвещения подрастающего поколения», в ходе которого обозначил проблему духовно-нравственные воспия в общебразовательных учреждениях, а также представил проекты: «Имя России», «В школу с Верой и Фомой», «Родная школа» и «Школа православия «София»», которые помогают педагогам восполнить духовно-нравственное просвещения школьников.
С докладом «Отцы и дети: неизбежен ли конфликт?» выступила профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (г. Москва), доктор педагогических наук, доктор математических наук, кандидат богословия Ольга Леонидовна Янушкявичене. Спикер обозначила проблему личностного усвоения духовно-нравственных ценностей, а также акцентировала внимание на кризис современных взаимоотношений между родителями и детьми, утраты в образе родителя, источник опоры и примера для личностного возрастания.
Ведущий научный сотрудник Института развития образования Пермского края, кандидат психологических наук Татьяна Ивановна Порошина выступила с докладом «Воспитание души ребенка в информационную эпоху».
Завершилось пленарное заседание награждением победителей XI Краевого конкурса профессионального мастерства педагогов, реализующих программы духовно-нравственной направленности, «Со-бытие».
Подробнее см. на сайте Пермской митрополии: https://www.pravperm.ru/2025/12/12/plenarnoe-zasedanie-xxi-kraevyh-feofanovskih-obrazovatelnyh-chtenij/