614000, г.Пермь, ул.Шоссе Космонавтов, д.185   +7 (342) 206-26-28   Эл. почта prav.obraz@mail.ru   Прислать новость   Задать вопрос Соц.сети:  

По благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия,
митрополита Пермского и Кунгурского

Отдел религиозного
образования и катехизации
Пермской епархии

410584 4 i 008

ЗНАЧЕНИЕ МАГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ

Заголовок данной статьи может удивить. Мол, о какой магии речь идет, скажете Вы? Безусловно, речь не об астрологии, нумерологии, магических обрядах, которыми нас потчуют с экрана телевизоров ежедневно. Это варианты «грубого» оккультизма, которые понятны и очевидны, их просто распознать для того, чтобы принять своевременное решение об отвращении от этих занятий. Для православного, казалось бы, вопрос с этой темой давно закрыт. А для неверующего человека, живущего в 21 веке высоких технологий, упоминание о магии и подавно звучит как архаизм. Но так ли это на самом деле? Свободны ли мы от "вируса" магического, оккультного сознания? Можем ли мы, православные, со спокойной душой сказать себе: Слава Богу, я этим не грешу?

Для начала разберемся с тем, каковы признаки оккультного сознания и откуда оно берет свое начало. Как дореволюционные, так и современные богословы однозначны в ответе на этот вопрос. Магия вошла в жизнь человека в момент его грехопадения. Отец А. Мень в своей книге "Магизм и Единобожие" ("История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т., т. 2)  рассуждает об этом так: "Отпадение человека от Бога повергло человека в идолопоклонство. Первоначальное непосредственное ощущение Бога ослабевало, переходя в язычество. Это результат ложного самоутверждения человека, восставшего против Творца. Стремление к автономии, запечатленное в древнем сказании о Древе Познания, раскрывается апостолом Павлом как корень грехопадения (Деяния 17:23-29; Рим. 1:18). Желание "быть как Бог" отдалило человека от источника жизни и поработило его демонам и стихиям. Оно не только породило многобожие, но и вскормило магию, магическое миросозерцание. Магизм усматривал во Вселенной некие неизменные законы и силы, овладение которыми якобы сулило человеку благоденствие. Он был более всего заинтересован теми внешними выгодами, которые люди могут извлечь, подчиняя себе видимый и невидимый мир. Подлинная религиозная жажда была чужда магизму, ставившему на место молитвы, веры и любви волхвование, заклятие, принуждение. В этом проявлялась его глубинная связь с грехопадением, с притязаниями человека утвердить свою волю выше воли Божественной".       Последствием грехопадения стало изменение природы человека, его внутренней сути. Святой Макарий Великий в "Наставлениях о христианской жизни, выбранных из его бесед "("Добротолюбие", т.1, ст. 19-48) так рассуждает о последствиях грехопадения для человечества: "Со времени Адамова преступления душевные помыслы, отторгшись от любви Божией, рассеялись в веке сем и смешались с помыслами вещественными и земными. Но как преступивший заповедь Адам принял в себя закваску зловредных страстей, так и родившиеся от него, и весь род Адамов, по преемству, стали причастниками оной закваски (ст. 29)... Все мы сыны этого омраченного рода, все причастны того же зловония. Какою немощию пострадал Адам, тою же пострадали и все мы, происходящие от Адамова семени" (ст. 31) . "Как пшеница в решете у просеивающего бьется и, взбрасываемая непрестанно, в нем переворачивается: так князь лукавства земными делами занимает всех людей, колеблет, приводит в смятение и тревогу, заставляет приряжаться суетным помыслам, гнусным пожеланиям, земным и мирским связям, непрестанно пленяя, смущая, уловляя род Адамов... Видимый мир, от царей и до нищих, весь в смятении, в нестроении, в борьбе, и никто из них не знает тому причины, т.е. этого явного зла, привзошедшего вследствие Адамова преступления, - этого жала смерти: потому что прившедший грех, как разумная некая сила и сущность сатаны, посеял зло; он тайно действует на внутреннего человека и на ум, и борется с ним помыслами; люди же не знают, что делают сие побуждаемое чуждою некоею силою; напротив того, думают, что это естественно и что делают сие по собственному своему рассуждению. Но в самом уме имеющие мир Христов и озарение Христово знают, откуда воздвигается все это» (ст. 36).

Мы с вами живем в миру, и мир предъявляет нам свои требования в разных сферах нашей жизни. От нас требуют правильно ставить цели, их добиваться, достигать положительных результатов, иными словами - быть успешными. Успешность в большинстве случаев не мыслима без развития личности. На пути решения многочисленных задач на помощь человеку приходят бессчетное количество методик, дающих ответ на вопрос: как реализовать мечту и что делать, если не получается. Авторы современных психологических бестселлеров дают подробные рекомендации в поисках счастья в личной, семейной, профессиональной жизни и достижении желаемого. Нашему вниманию предлагается множество курсов по изучению законов гармонии и успеха, устройства мироздания, казалось бы - что плохого? Ведь авторы преследуют благую цель - сделать человека счастливее...

Среди популярных методик личностного развития, предлагаемых сейчас широкому кругу на полках книжных магазинов и в просторах интернета, помимо различных технологий целеполагания, мы можем найти литературу по НЛП, корректировке негативных личностных программ, работе с подсознанием, "трансерфингу реальности", приемам аутотренинга, различным медитативным техникам, и т.д. Их чистота – не предмет для сегодняшнего разговора. Вполне справедлив будет возможный упрек со стороны профессиональных психологов, что ряд из них к науке психологии не имеют касательства, являются псевдонаучными и, скорее, должны быть причислены к области эзотерики. Однако, для большинства из нас такие тонкости дисциплинарных различий не доступны, в то время как информационное пространство наводнено предложениями по тренингам и семинарам в области саморазвития, литературой по решению всех возможных жизненных задач. Отнюдь не призываю к огульному игнорированию предлагаемых возможностей по личностному развитию (хотя для себя давно уяснила, что ничто не сравниться по глубине и точности исследования тончайших движений человеческой души со святоотеческим преданием).   Полагаю также,что, ряд техник, в том числе по работе с подсознанием или программированию имеют право на жизнь в клинических случаях, когда от их применения зависит психическое здоровье пациента. Однако, насколько оправданно их применение в обычной повседневной жизни при решении ежедневных задач? И что это иное, если не магия?

Отдельно стоит остановится на способах развития личности, предлагающих человеку использовать его неисчерпаемый интеллектуальный потенциал за счет развития в себе сверхспособностей. Среди них бессчетное количество методов расширения сознания, с помощью которых человек может научиться пребывать одновременно в разных местах, левитировать, видеть и предсказывать будущее, развить в себе телепатические способности и т.д. Иными словами, с помощью данных средств человеку предлагается взять самому то, что, как уверяют нас авторы, принадлежит ему по праву, а не ждать в дар от Бога. Лукавство в том, что отчасти это действительно так – человек создан по образу Божию, целью нашей жизни является достижения Его подобия. И у нас перед глазами бессчетное количество примеров среди православных святых, достигших этой цели в жизни, многие из которых являли миру чудесные способности. С той лишь разницей, что для православных подвижников чудотворение и сверхспособности никогда не были самоцелью или средством достижения своих меркантильных интересов –это был Божий дар, следствие постоянного духовного подвига, используемый для служения людям. Стремление достичь подобия Божия без труда души и есть магизм в чистом виде. Не на том ли были пойманы дьяволом наши прародители в Райском саду? «В день, в который вы вкусите их (запретные плоды), откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт.3:5).

Поскольку оккультность нашего сознания – следствие грехопадения, каждый из нас, наследуя поврежденную человеческую природу, несет в себе семя этого «вируса». Логичен при этом вывод, что избавление от данного повреждения приходит не с развитием науки и технического прогресса человечества, а только в результате постоянной духовной борьбы, порой занимающей всю жизнь человека, что не мыслимо без помощи Божией.

В чем же проявляется магизм в нашей повседневной жизни? В том, что мы духовность порой превращаем в средство достижения собственных целей, как правило, связанных с земными благами (здоровье собственное и своих детей, материальное благополучие и достаток, успешность в работе и бизнесе, и т.д.), руководствуясь при этом исключительно своей волей и желаниями. И в качестве таковых средств человек может применять различные психологические и духовные практики. И здесь уже не важно, к какой конфессии причисляет себя человек, верующий он или атеист. По словам иерея Валерия Николаевича Духанина в данном случае «все сводится к определенному ритуалу или словесной формуле, как неким техническим инструментам ,с помощью которых можно было бы переключить жизнь с болезни на здоровье, со страдания на благополучие… Уже первый ребенок Адама и Евы Каин воспринимал религию в смысле магической защиты от земных неприятностей. Саму религию он воспринимал лишь как средство к земному благополучию, как некий волшебный ключик, отмыкающий замочек земного счастья» («Что такое оккультизм»// www.praslavie.ru).

Не потому ли и Таинства Церкви и саму молитву мы порой превращаем в магический ритуал? Каким образом? Своим отношением, неверным, искаженным восприятием их внутренней сути. Когда превращаем Таинства Церкви (прежде всего Святое Причастие) в средство оздоровления и достижения иных благ, забывая об истинной цели христианина – единение с Богом. Потому так важно бдить за собой, дабы не превратить молитву в заклинание, а Таинство – в магический обряд.

Преподобный Никодим Святогорец в своей книге «Невидимая брань» наставляет каждого из нас: «Всегда имей искренне такое настроение, чтобы во всяком деле ничего не иметь в виду , кроме единого угождения Богу... Когда подлежит тебе такое дело, согласное с волею Божиею или само по себе хорошее, не склоняй тотчас воли своей к нему и не вожделевай его, если прежде не вознесешься умом своим к Богу, чтоб уяснить, что есть прямая воля Божия на то, чтоб желать и совершать такие дела, и что они благоугодны Богу. И когда так сложишьсяв мыслях, что самою волею Божиею будет определяться у тебя склонение воли твоей, тогда вожделевай его и совершай ради того, что сего желает Бог, ради одного Ему благоугождения и лишь во славу Его. Равным образом, когда желаешь отклониться оттого, что несообразно с волею Божиею или нехорошо, не тотчас отвращайся от того, но прежде прилепи око ума своего к воле Божией и уясни себе, что прямая есть воля Божия, чтобы ты отклонился от сего для благоугождения Богу. Ибо лесть естества нашего крайне тонка и немногими распознается: оно утаено ищет и своего си, а между тем по видимости так ведет дело, что нам кажется, будто единственная у него цель благоуждать Богу, чего на деле поистине нет. Средства избежать самопрельщения, исключительное средство – чистота сердца, которая состоит в совлечении ветхого человека и облечении в нового. К этому направляется вся невидимая брань». Согласитесь, следование данному простому, на первый взгляд, наставлению потребует недюженных усилий с нашей стороны?

Наша задача «совлечь с себя ветхого человека», изменив свое мировоззрение, пропитанное магизмом, отказаться от оккультного восприятия действительности. Ни одно из философских и психологических течений не может дать ответ, как это сделать. Мысль человеческая ограниченна. Лишь освященная Духом Святым она способна прорваться через пелену первородного повреждения. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят…» (Мф. 5:8). И если мы ищем наставления, нам следует как можно чаще обращаться к Святому евангелию и трудам Святых отцов православной церкви, не терять бдительности и наблюдать за движениями своей души.

Автор: Елена Жукотская